Много следов древних цивилизаций можно увидеть в окрестностях Мармариса — турецкого города, расположенного на стыке Средиземного и Эгейского морей. Например, совсем неподалёку, в нескольких км от курорта, можно осмотреть руины античного города Кауноса (альтернативное название — Кавн), расположенного на реке Дальян.
Эта местность интересна уникальной культурой. Две тысячи лет назад в этом регионе процветала карийская цивилизация и формально Каунос принадлежал к ней, но свою лепту внесла география: город оказался на границе с Ликией (ныне там турецкие провинции Анталья и Мугла). Смешение двух народов породило довольно своеобразный язык и обычаи. Возможно, дело было не в этом, а в сильных культурных корнях неизвестного народа, прибывшего из неизвестных далей. Древнегреческий историк Геродот, в чьих венах текла карийская кровь, так охарактеризовал горожан:
«…Что касается кавниев, то, думаю, они исконный народ [континента]; сами же, напротив, верят, что прибыли с Крита. Не могу уверенно утверждать, походит ли их язык на карийский или, напротив, карийский соотносится с кавнийским. Обычаями же они значительно отличаются не только от карийцев, но и от всех других народностей.»
Также он упомянул своеобразные обычаи кавнийцев: они употребляют вино сызмала, любят большие застолья и шумные военные сборища (скорее всего, для демонстрации военной силы).
За всё время существования город вбирал в себя разные народности. Например, при раскопках были обнаружены предметы, принадлежащими Римскому и Византийскому эпохам. А в конце XIV века поселение стало частью Османской империи и разрослось до крупного торгового города с портом и верфями.
На экскурсиях из Мармариса из лодок, проплывающих по Дальяну, можно осмотреть величественные ликийские гробницы, высеченные прямо в скалах. Три на одном склоне горы, шесть на другом куске скалы, ещё одна не достроена до конца. Внешне похожие на античные храмы, они словно позаимствованы каким-то гигантом у одного из греческих островов и установлены в вырезанные для них пещеры. Однако на деле их происхождение прозаично: строительство усыпальниц заказывали местные аристократы, а места в горе близ реки выбраны из-за смешения традиций. В карийской культуре считалось, что умершие должны покоиться ближе к воде, ликийцы же верили, что могилы должны быть ближе к небу. Строительство внутри горы — довольно логичный способ соответствовать обоим убеждениям.
Близко к гробницам подходить нельзя — постройки древние и труднодоступные, можно случайно что-то разрушить или разрушиться самим из-за обвалившегося случайно камня.
Южнее гробниц находится сам Каунос — некогда крупный торговый город, ныне лишь охраняющий тайны истории. Раскопки ведутся здесь ежегодно, археологам ещё только предстоит найти ответы на вопросы: когда точно был основан Кавн, откуда прибыли первые поселенцы, и многие другие.
Туристы, стремящиеся осмотреть город, если смогут оторвать взгляд от ликийских гробниц, в первую очередь обратят внимание на стены. Город расширялся, перестраивался, его захватывали разные империи, поэтому фрагменты каменных ограждений относятся к разным эпохам: от эллинистического до средневековья.
Зайдя на территорию, часть которой будет огорожена из-за продолжающихся раскопок, можно посмотреть на храм Аполлона, от которого остался круглый постамент и группа колонн — это один из самых заметных экспонатов города. Другое заметное место — античный театр, неплохо сохранившийся до наших дней. 33 ряда каменных сидений, конечно, уже избороздила непогода и покрошило время, а на сцене проросла группа деревьев, но всё ещё можно представить, как когда-то здесь сидели горожане, внимательно наблюдая сцену. Которая, кстати, расположена так, чтобы ветер с реки доносил звуки до зрительских рядов.
Можно глянуть фрагменты римских бань и христианской базилики. А на древнем акрополе, расположенном выше театра, видна небольшая византийская крепость.
До нас дошли несколько историй, связанных с этим поселением. Известно о том, как хитростью Птолемей захватил его в 309 г. до н.э. Писатель II в. Полиэн в своём труде «Военные хитрости» так описал захват города:
«Полководец-стратег Птолемея Филокл, расположив войско у стен Кавна, дал взятку ответственным за раздачу хлеба. Предатели вернулись в город и сообщили, что будут выдавать воинам хлеб и те оставили охрану стен, пошли отмерять продовольствие. Войска Филокла воспользовались моментом и захватили оставленный без защиты город».
А вот что рассказывал римский ученый Страбон о самочувствии горожан из-за повсеместно растущих плодовых деревьев:
«У Кавна есть судоверфи и закрытая гавань. Рядом на холме стоит крепость Имброс. Хотя местность и отличается плодородием, в самом поселении, по всеобщему признанию, летом и осенью хворый воздух из-за жары и изобилия плодов. Поэтому все уже наслушались баек о кифаристе Стратонике, который, увидав, что горожане отличаются зеленоватой бледностью, провозгласил: «Об этой бледности говорил Гомер: Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков». Когда в его сторону посыпались упрёки в том, что он насмехается над городом словно над больным, Стратоник парировал: «Неужто я осмелюсь назвать нездоровым город, где даже почившие разгуливают?».
Согласно легенде, Каунос основал Кавн — внук бога Аполлона и Афродиты (по другой версии — Дионы), сын Милета, также основавшего одноимённый город. Преданиями описываются разные причины, по которой он не мог оставаться в городе имени отца, однако все сходятся в одном — дело было в запрещённой любви между ним и родной сестрой-близнецом Библидой. Кстати, из-за этих легенд и пошло выражение «кавновская любовь».
Исследования археологов указывают на то, что поселение было основано около двух тысяч лет назад. При раскопках были обнаружены амфоры, датированные примерно 850 г. до н.э., уже в то время Кавн считался крупным городом.
В середине VI в. до н.э. Кавн разросся до значимого торгового полиса. Сегодняшние озёра Ала и Сюлюклю образовывали цельную морскую гавань, позволявшую морским судам останавливаться в городском порту. Примерно в это время город, как и всю Малую Азию, подомнут под себя персы, но их владычество над Кавном продлится недолго. Уже в 5 веке город присоединится к Делийской лиге. Афиняне, каждый год собиравшие деньги со всех участников этого союза, сумели ощутимо подорвать силу персов. Тогда же был возведён акрополь и появились первые упоминания современного имени.
В 387 году до н.э. было заключёно соглашение между греками и персами (так называемый «Анталкидов мир»), вся Кария вновь де-юре стала подчиняться персидскому царю. В ту пору и начнётся возведение известных ликийских гробниц.
Спустя полстолетия, в 334 году, в Малую Азию устремились войска Александра Македонского. Кавн без сопротивления принял его право владения. После кончины завоевателя город недолго оставался независимым, его вскоре захватил Птолемей. В эллинское время Каунос активно развивался: в городе построили храм Аполлона, амфитеатр и другие постройки.
II век до н.э. был уже не столь радостным. Город пережил ряд погромов, вызванных нестабильной ситуацией в области — свою власть укрепляла Римская империя. После перипетий Кавн вошёл в состав римской периферией Азия. При римлянах проходило интенсивное строительство: расширили порт и театр, возвели бани, фонтаны, ряд святилищ, палестру (образование заведение для мальчиков).
Город относительно хорошо пережил падение Римской империи в III веке н.э. Спустя век весь регион, и Кавн в том числе, стал христианским. Сохранились записи об именах нескольких местных священнослужителей и руины базилики. Кресты, начертанные на стенах построек, также служат напоминанием о том времени.
Когда Римская империя канула в Лету, Каунос стал частью Византии, но это не спасло от начавшегося упадка. В 7 веке город пострадал от набегов арабов и землетрясений. В 11 веке случилось непоправимое: река обмелела и корабли стали обходить гавань стороной, город пришёл в запустение. Византийцы возвели небольшую крепость для дежурства там гарнизона, но их усилия оказались напрасными. К окончанию 14 в. Византия утратила власть над областью.